Как не писать объяснительную

Зачем начальники заставляют нас писать глупые объяснительные записки

Как не писать объяснительную

Наверняка, вы уже успели посмеяться над содержанием десятков смешных объяснительных, попавших в Интернет: “Я не пришёл на работу, потому что не захотел. Захочу — и завтра не приду!”, “Наушники спутались, а без музыки я не хожу” и прочие остроумные “отмазки”. Но если объяснительные по-прежнему пишут, значит, это кому-нибудь нужно?

Требовать с сотрудников объяснительные записки работодатель обязан с момента появления Кодекса законов о труде 1971 года. Именно в нём было прямо указано, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен запросить у подчинённого объяснения его действий в письменной форме.

— Эту меру можно рассматривать как дополнительную гарантию для работника, поскольку с этого момента применение взыскания до получения объяснения стало неправомерным.

Появившись в Кодексе законов о труде 1971 года, такая обязанность работодателя перекочевала и в современный Трудовой кодекс.

Менялись только сроки предоставления такого объяснения, — рассказал Игорь Агапов, юрист департамента трудового права Института профессионального кадровика.

Но если в советском кодексе не было указано, в какой срок нужно написать объяснительную, то сейчас на письменное оправдание плохой работы, опоздания или прогула даётся 3 рабочих дня. Применение дисциплинарного взыскания без таких объяснений с большой долей вероятности будет признано судом незаконным. 

Всё вышесказанное касается именно обязанности работодателя требовать объяснительных от сотрудников, а вот право на это у него было всегда. 

— На такое право работодателя косвенно указано ещё в Кодексе 1918 года — первом Кодексе законов о труде, появившемся в России.

 Пункт 54 этого документа гласил, что “о всяком оставлении работы трудящимся учреждения, лица, применяющие труд за вознаграждение (то есть, говоря современным языком, работодатели), обязаны были сообщать местному Отделу Распределения Рабочей Силы и профессиональному союзу, членом которого являлся работник, с указанием времени и причины оставления работы”, — говорит Агапов.

Другими словами, если работодатель не знал, по какой причине работник покинул рабочее место, то эту причину нужно было выяснить у самого работника. Один из способов это сделать — запросить объяснения в письменной форме. Самому работнику также никто и никогда не запрещал объяснить те или иные свои проступки письменно.

Только для злостных нарушителей

Дмитрий Азаров, генеральный директор и совладелец “Лаш Раша” (Lush Russia), рассказывает, как на практике используют объяснительные записки в его компании:

— Иногда, если вопрос касается ошибки в оформлении документов, объяснительная записка требуется, чтобы исправить ситуацию и правильно оформить это исправление. Иногда объяснительная записка помогает показать сотруднику серьёзность проблемы — если это ответственный человек и нарушение произошло впервые, это обязательно поможет в будущем избежать его повторения. 

По словам Азарова, как правило, письменные объяснения в его компании выглядят правдоподобно. Но если однотипные проступки повторяются, то объяснительные записки вряд ли помогут, констатирует он. 

В СПАО “РЕСО-Гарантия” объяснительные записки требуют, если сотрудник прогулял рабочий день либо совершил административный или производственный проступок. По тону таких записок можно понять, придумывает человек объяснения или обрисовывает настоящую ситуацию, утверждает Елена Лурье, заместитель гендиректора, начальник управления по работе с персоналом.

— Так, одна наша сотрудница систематически опаздывала, поэтому её просили писать объяснительные. И каждый раз она выдумывала новые причины: то автобус долго не ехал, то в метро какие-то проблемы, а один раз написала, что развернула спасательную операцию: кошка застряла где-то, и она её доставала.

Встречаются и другие курьёзные объяснения. Вот забавная объяснительная записка агента, нагрубившего клиенту, из нашего архива:   

Крайняя мера

Несмотря на право требовать письменных объяснений от сотрудников не все современные российские компании им пользуются, выяснил Лайф. Так, по словам Полины Хабаровой, заместителя генерального директора по персоналу “КРОК-инкорпорейтед”,написание служебных записок в компании не практикуется: это противоречит корпоративной культуре компании. 

— Мы считаем, что работа требует доверительных отношений в команде, где легко напрямую договариваться с коллегами, давать и принимать обратную связь, — объясняет она.

В WorldClass придерживаются схожего мнения, рассказала директор отдела кадров Наталия Бояркина. По её словам, более приемлемая форма обращения к сотруднику при возникновении разногласий — устные замечания или разъяснительные беседы с руководителем отдела. Чтобы сохранить максимально дружелюбную атмосферу в коллективе, к объяснительной записке следует прибегать лишь как к крайней мере.  

Крайней мерой называют объяснительную и в коммуникационном агентстве Comunica.

— В объяснительных записках у нас практически нет необходимости ввиду того, что мы уважаем другу друга и не нарушаем свободу наших коллег.

Но не стоит забывать, что свобода налагает высокий уровень ответственности и порядка.

В том случае, когда сотрудник не может правильно распоряжаться своей свободой, нам приходится прибегать к административным инструментам, — рассказывает ведущий менеджер по персоналу агентства Валентина Игнатьева. 

Источник: https://life.ru/p/415829

Акт об отказе дать письменные объяснения: образец и правила написания

Как не писать объяснительную

Акт об отказе дать письменные объяснения — это документ, фиксирующий непредоставление провинившимся работником официальных обоснований нарушения им трудовой дисциплины. Составляет его не сотрудник, а специальная комиссия от организации.

Дисциплинарное взыскание применяют к сотрудникам, которые ненадлежащим образом исполняют или не исполняют трудовые обязанности: иногда за нарушения назначают замечание, выговор и увольнение (ст. 192 ТК РФ).

Прежде чем принимать меры взыскания, руководство просит нарушителя представить объяснения проступка в письменном виде. Представление письменной объяснительной является правом, а не обязанностью сотрудника.

Но если работник отказался писать объяснительную по факту отступления от рабочего распорядка, работодатель документально актирует такие действия (ч. 1 ст. 193 ТК РФ).

К примеру, при отказе работника от дачи письменных пояснений в коррупционных действиях работодатель обязан актировать отсутствие необходимых сведений. Фиксировать непредставление объяснительной придется и в случае, когда работник причинил ущерб работодателю и письменно не разъяснил собственные действия.

Чтобы применить к служащему взыскание о возмещении ущерба, необходимо провести проверку. По правилам ТК РФ, представление объяснительной является обязательным этапом проверочных мероприятий (ч. 2 ст. 247 ТК РФ).

Если работник отказывается от написания и предоставления разъяснений, работодатель актирует такие действия.

Кто и как его составляет

Фиксирует отказ сотрудника писать объяснительную не сам работник, а ответственное лицо, которое занимается разбирательством проступка, или специальная комиссия. Засвидетельствовать отказ привлекают других служащих компании. Работодатель формирует комиссию, состоящую минимум из трех человек, для актирования непредставленных пояснений.

Процедура проходит следующим образом:

  1. Нарушителя трудовой дисциплины уведомляют о необходимости представления пояснений.
  2. Если по окончании двух рабочих дней служащий не представляет письменные объяснения, комиссия актирует этот факт (ч. 1 ст. 193 ТК РФ).
  3. Комиссия составляет актовый документ и знакомит с ним работника. Нарушителю необходимо поставить подпись, подтверждающую, что он ознакомлен с документом. Если он отказывается подписывать, поставьте в бумаге отметку или подготовьте акт об отказе ознакомиться с актовым документом.

Унифицированной формы не предусмотрено: организация использует собственный бланк или готовый шаблон. Но есть обязательные реквизиты актового документа:

  • наименование организации;
  • дата, время и место составления;
  • перечисление состава комиссии с указанием Ф.И.О. и должностей участников;
  • Ф.И.О., место работы (отдел, структурное подразделение) и должность нарушителя;
  • основание для дачи пояснений, отсылка к законодательным нормам.

Подписывают документ все члены комиссии и представляют его для ознакомления и подписи провинившемуся работнику.

Бланки и образцы документа

Пустой шаблон для заполнения:

_____________________________________________________г. ____________________ «____»___________ 20___ г.Мы, нижеподписавшиеся: ________________________________________________,_______________________________________________________________________в присутствии ___________________________________________________________составили настоящий акт о нижеследующем:«___»__________ 20___ года _____________________________________в соответствии с ч. 1 ст. 193 ТК РФ было предложено представить письменные объяснения по поводу_____________________________________________________В срок до «___»__________ 20___ года ______________________________________Объяснения не предоставил, мотивируя отказ ____________________________________________________________________________________________________Настоящий акт составлен в двух экземплярах:

  • первый экземпляр — в отдел кадров,
  • второй экземпляр — _______________________

Акт составил:_________________________ _______________/_________________/Присутствовали:_________________________ _______________/_________________/_________________________ _______________/_________________/

Заполненные примеры:

Сколько хранят документ

Документ используют для назначения дисциплинарного взыскания. После этого акт об отказе от предоставления объяснений передают в архив и хранят не менее трех лет. Срок хранения определяется действующим законодательством (Приказ Росархива №236 от 20.12.2019) и локальными нормативами предприятия.

Источник: https://ppt.ru/forms/akty/ob-otkaze-dat-pismennye-obyasneniya

Стоит ли писать объяснительную если не виноват

Как не писать объяснительную

Первым делом разберемся, что же собой представляет объяснительная записка. На имя руководителя предприятия или начальника отдела (если организация большая) можно составить две разновидности записки – докладную и объяснительную.

Внешнее оформление очень схоже, но существенное различие заключается в том, что в объяснительной записке нет раздела с выводами и предложениями.

Объяснительная записка – это документ, который содержит обращение работника к вышестоящему по должности, лицу, объясняющее некое происшествие, действие, факт, произошедший на предприятии.

Объяснительная записка составляется, как отбельный документ на листе бумаги и пишется на имя определенного человека (как правило, это вышестоящее должностное лицо) начальника отдела или всего предприятия.

Записка поясняет руководящему лицу точку зрения того, кто ее пишет на происшествие или событие, интересующее руководство.

Таковым событием может стать некачественно выполненная работа (выполнена не до конца или в случае, когда срок, отведенный на выполнение был превышен).

Нарушения техники безопасности или трудовой дисциплины (опоздал, или вообще не пришёл на работу, или пришел в состоянии алкогольного, наркотического либо токсического опьянения), причем факт опьянения должен быть доказан специальным заключением.

В чем же положительные стороны написания объяснительной записки

  1. Написав записку, вы излагаете свою точку зрения на происшествие, обращаете внимание на важные аспекты, демонстрируете лояльность и готовность сотрудничать. И при этом необязательно быть в чем-то виноватым.

  2. Предоставляемая сотрудником информация должна быть лаконичной и четко сформулированной и самое главное достоверной. Не захламляйте документ лишней и несущественной информацией. Это обеспечит расположение начальства.

  3. При написании объяснительной записки во всем документе придерживайтесь официально-делового стиля, ни в коем случае не используйте нецензурную лексику. Старайтесь выражать мысли как можно короче, постарайтесь избежать любой эмоциональности. Описывайте факты, непосредственно относящиеся к делу сухим канцелярским языком.

    Также немаловажную роль играет грамотность текста.

  4. Обратите внимание вышестоящего должностного лица на смягчающие обстоятельства, если имеются письменные доказательства, обязательно приложите их к документу.

    Если документ будет содержать описание объективных причин, оправдывающих работника в рассматриваемой ситуации, велика вероятность, что никаких дисциплинарных взысканий не последует.

  5. В документе не оправдывайтесь, ни в коем случае не признавайтесь и не пытайтесь обвинить кого-то другого (ведь это сыграет не в вашу пользу).

    Разбираться в сложившейся ситуации, давать оценку обстоятельствам, заниматься поисками виноватых будет начальство.

  6. Объяснительную записку можно написать от руки или представить в печатном варианте. Оба варианта приемлемы, но рукописный вариант показывает вашу заинтересованность и то, что записка не скопирована из интернета.

    Обязательно присутствие соответствующих реквизитов в шапке записки (название организации, имя и должность получателя), дата и подпись автора.

  7. Работодатель не может заставить вас написать записку, но если вы не виноваты в проступке, то в ваших же интересах это пояснить. Но спешить не стоит, на написание предоставляют два дня, можете потратить их с умом и посоветоваться с представителем профсоюза или юристом.

Отрицательные стороны написания объяснительной записки

  • При дисциплинарном нарушении начальник может лишь предложить объясниться в письменной форме. Но в законодательстве не прописано, что вы обязаны это сделать. Тем не менее, если объяснения не даны в течение двух дней работодатель, вправе составить акт об отказе, и собрав доказательства вашей провинности применить взыскание.

  • Не грамотно составленная объяснительная записка может быть использована против вас и прикреплена к приказу о взыскании (в большинстве случаев это потеря процента от премии или в полном объеме, и в зависимости от тяжести проступка замечание, выговор, увольнение) в качестве доказательства.

  • Отказ от сотрудничества с начальством выставляет вас виноватым и портит отношение к вам вышестоящего должностного лица.
  • Объяснительную записку пишут строго от первого лица, то есть от автора. 5. Использование таких фраз как: «я этого не знал», «меня этому не учили» и других, говорит против вас, даже если вы не совершали проступков.

    Ведь при принятии на работу вы подписывали должностные инструкции, где указан список умений и знаний, которыми вы должны обладать, для того чтобы занять эту должность, а это значит что вы недостаточно квалифицированы для работы. И это может стать поводом для дальнейших разбирательств и взысканий.

Основные рекомендации к написанию записки очень просты.

Правильно оформите документ, впишите все необходимые реквизиты, постарайтесь, чтобы в тексте не было просторечной лексики, и преобладал деловой стиль. Придерживайтесь достоверных фактов, которые в состоянии подтвердить документально. Избегайте доводов и размышлений также информации, не относящейся к делу.

Не стоит также обвинять кого-то из коллег или собственную неосведомленность вед это может привести к более негативным последствиям, чем, если бы вы признали провинность.

Отнеситесь к написанию серьезно получите консультацию профсоюза или юриста, не стоит писать первое что, в голову придёт, вед это официальный документ, который может стать подспорьем для увольнения недобросовестного работника.

Источник: https://plusiminusi.ru/stoit-li-pisat-obyasnitelnuyu-esli-ne-vinovat/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.