Как обращаться к учителю

Содержание

Как вы обращаетесь и как к вам обращаются? (имя/имяотчество) | Дети | Детсады, школы, центры развития

Как обращаться к учителю

  • Думаю все обращаются к учителям по имениотчеству, а как учителя обращаются к вам? По имени или тоже по имениотчеству?
  • Оказалось, что и по другому бывает. Вот поэтому и спрашиваю. И думаю, как сказать учительнице, что меня зовут не имя, а имяотчество. Учительница хорошая, приятная, серьезная и ответственная молодая женщина, но как то не могу слышать, что она ко мне обращается по имени. Молчала несколько лет, так как слышала это ну может раз в год, промалчивала и уходила, а сейчас похоже буду общаться с ней чаще, почти каждый день и слышать, как она ко мне обращается по имени не хочу. Тем более я довольно старшее ее. Как сказать, чтоб не обидеть не знаю.
  • Вы на госслужбе, поэтому вам, маме школьника, необходимо, чтобы вас МарьВанной звали? У меня только одно место работы было, где всех, в том числе 20 летних студентов нужно было по имени отчеству величать. Во всех остальных по имени на вы. И учителя постепенно привыкают обращаться “Маруся” и на вы. А вообще есть у нас один учитель, который к родителям обращается исключительно так: мамаПетиИвановаРябушинскаяЕлизаветаПетровна.
  • Попробуйте тоже назвать ее по имени. Может, дойдет? Или, может, она этого давно ждет? Других мам она как называет?
  • В какой ситуации она вас зовет по имени? На родительском собрании или в личной беседе?
  • этикет такой в школепоскольку к педагогам обращаются только по ИОто и с его стороны обращение должно быть аналогичнымПРИ детях и “на людях”отойдя в сторонку можно как угодно
  • Именно. Даже если с учителем на “ты” и по имени, в официальной обстановке все равно на “вы” и по ИО.
  • Учитель называет родителей по имени-отчеству. Конкретно меня предпочла бы чтоб называли по имени – не чувствую себя настолько взрослой, чтоб в официоз ударяться)))В этом плане одобряю международную практику, когда называют по имени, у них вообще отчеств нет
  • Теперь не все так однозначно. Классрук моего ребенка, педагог с европейским образованием, ведет французский. На уроках к нему обращаются только Evgueni. Вне уроков его ученики называют его так же. Такая же ситуация с англичанином, и с молодым учителем истории. Могу предположить, что не только с ними тремя. Друг к другу они тоже по полному имени обращаются, но старшие коллеги их по имени отчеству называют. В школе другого ребенка на последнем родительском собрании, во время которого проводилось мероприятие с участием психолога и сотрудников минобра, всем раздали бейджики, попросив подписать их. Обращались друг к другу именно так, как было написано на бейдже: Света, Вероника, ВикторияАлександровна, Дмитрий, Володя…..Из минобра, кстати, был Антон и СветланаВасильна, сотрудники школы подписывались кто именем, кто именем и отчеством.
  • В разных ситуациях. Прихожу в школу, например, или по телефону. На родительских собраниях как то все время идет обращение ко всем.
  • Да как то неудобно обратиться к учительнице по имени. К другим мамам тоже слышала, что по имени, но одна мама, выйдя из класса обратила на это внимание, что как то неловко, что она к нам по имени, а мы к ней по ИО. Вот и спросила, как у других.
  • Предпочитаю обращение по имени и на ВЫ. НО! Если учителя надо называть по ИО – она тоже обязана придерживаться этого правила.
  • по ИО, конечно. если знают.
  • Как бы ей об этом намекнуть..
  • Очень просто, она вам – знаете ли, Марфа, а вы ей – минуточку, МарьВанна, Марфа Васильевна.
  • Я называю по И.О., себя сама прошу называть по имени, уточняя, что если это будет проще для общения (но на Вы), она себе это позволяет ТОЛЬКО 1 на 1, а в саду с воспитателем перешла на имя и на ты в день выпуска из детского сада)
  • Зачем намекать? Сказать прямо, вежливо и твердо – Прошу называть меня Марьиванна. Как-то так
  • Никак ко мне не обращаются. Говорят “здравствуйте” – и дальше беседуем. Уверена. что учителя старшей понятия не имеют, как меня зовут, чтобы как-то ко мне обращаться.
  • Повеселю, у нас к учителям по имени и “на ты”. Но так же и ко всем остальным. Финляндия
  • мой одноклассник, работающий в одной известной гимназии, еще 20 лет назад потребовал от учеников обращаться к нему по имени…но…он еще и с выпускницами романился…а, наклюкавшись, хвастался, что не только с выпускницамия его упоминала недавно в форуме про школы…в топике, посвященном пятидесятисемитамимхо, не нужно это…не стОитибо
  • В школе- по ИО, учитель дочери в музыкальной школе- только по имени, при том что я к ней- по ИО.
  • В чем проблема? Она Вам: “Мария”, а Вы ей:”Мария Ивановна”.
  • А как именно называет по имени? “Тань, ты” или “Татьяна, Вы..”?Если второй вариант – то мне кажется, вполне легитимно…
  • Т.е. она ко всем родителям так обращается, не только к вам? Странно, конечно. Может она в принципе ненавидит нашу традицию обращаться к людям по отчеству ? У меня есть приятельница, которая научила дочку обращаться ко всем своим взрослым подружкам по имени и на ты. Потому что ей (маме) не нравится обращение “тётя”, а по имени отчеству вроде слишком официально. Вот и называет меня Наташей и на “ты” девочка-школьница, которая меня на 26 лет младше. Мы видимся очень редко, правда, поэтому я не сильно шокирована, но как-то для нашей культуры это всё-равно странно. У нас принято к взрослым на “вы” как минимум.
  • Исключительно по ИО, за все время не могу ни одного случая припомнить, чтобы учителя ко мне (как к родителю) обращались просто по имени.
  • Классная руководительница дочки была моей классной руководительницей.Поэтому от обращения “Наталья Александровна” мне дурно делается Сошлись, что хотя бы без детей я останусь Наташей
  • У меня видимо профессиональный дефект У айтишников не принято по имени отчеству общаться и на работе зачастую все люди на ты и по имени. Поэтому меня наоборот коробит, когда учителя или воспитатели обращаются ко мне по ИО, прошу называть просто по имени. На ты, конечно никто не переходит, переход на ты от учителя покоробил бы.Я к ним обращаюсь по имени отчеству, потому что дети слышат меня и повторяют за мной
  • Вот именно что ко всем, это существенна разница. А здесь учитель – хамка, не знающая правил этикета.
  • А сказать слабо? Мне тоже не нравится “тетя”, поэтому всем подругам сказала чтобы их дети меня называли по имени и на Вы.
  • Своему ребенку я бы сказала. Чужому, которого вижу раз в году минут 30, не хочу.
  • – Это у тебя нож? Зачем он тебе? – Вам. – Чего?– К человеку с ножом нужно обращаться на Вы
  • Вас от учителя коробит …А у меня вообще мальчик из смежного отдела, годящийся без преувеличения в сыновья,называет меня Светик…..и по хорошему и по плохОму объясняла-что деловая этика вкупе с возрастом требует категоричное имяотчество …Увы…Самое интересное, что в моем отделе парни -его ровесниками ему тоже говорят-ты чО !? Подружку нашел? …..Я уже плюнула его перевоспитывать..
  • Не отзывайтесь на “Светик”. Или скажите, что пока он не запомнит ваше ИО, будете называть его “Придурок”. Я еще понимаю, если бы он называл вас “Светлана” (ИО во многих компаниях уже стало архаизмом, на самом деле) , но Светик – это за гранью.
  • Ну смотря как учили. Если с медикаментами, то…
  • Отучать тоже с медикаментами надо.
  • По имени-отчеству. За все 22 года, пока мои дети учатся, ни одной учительнице не пришло в голову обратиться ко мне по имени. Знакомясь, я четко выговариваю “Здравствуйте, Мария Петровна, я – мама Вани Иванова, Анна Владимировна” (имена сейчас придумала).
  • Ни разу не слышали словосочетания “служба протокола”?)))
  • При других – только по ИО. В разговоре/переписке тет-а-тет – Мария, иногда даже Машенька))) Учительница по возрасту годится мне в матери, отношения тёплые (она была классной у дочери, теперь у сына), не вижу повода обижаться/заморачиваться. Это не неуважение, а наоборот – признак доверительного отношения
  • При чем тут ребенок?! Его матери надо сказать.
  • +1 У меня такая-же ситуация))) Мне даже нравится что она меня по имени называет, хотя мне вообще больше нравится когда люди друг друга по имени называют.
  • Эх, я у меня отчество сложное (4 согласных подряд). Учителя бедные маются, приходится предлагать не мучиться и называть по имени.
  • И я к учителям, и они ко мне – только по имени-отчеству. Исключение – бывшая учительница началки моей дочки, с которой после окончания дочкой 4-го класса мы с облегчением перешли на обращение “ты” и по имени, потому как дружим близко Но до тех пор соблюдали порядок
  • Меня родители иногда называют по имени, не задевает. Дети чаще по имени, могут на ты. Мне нормально.Учителей своих детей я называю по ИО, сама в письмах подписываюсь именем-фамилией, и обращение ко мне по имени и на вы считаю совершенно естественным. У меня еще и отчество сложное, не люблю когда при написании ошибки делают, поэтому лучше без него.
  • Нет. Учитель должен обращаться по имени отчеству. Вы ей не ученик и не подчиненный. Обращение по имени и отчеству необходимо, чтобы учитель не охренел от власти.
  • По имени-отчеству и на Вы. Учитель сына в началке периодически сбивался на имя, я чуть старше его дочери. Но всегда поправлялся. Учителя сына по дополнительным занятиям могут обращаться ко мне по имени, как и я к ним (как удобнее нам обоим), но всегда на Вы.
  • По ИО. мне неловко бывает-я намного моложе многих из них.
  • у таких обычно презерватив оказывается к-х-кх.. нецелостный.
  • Учитель началки – мужчина?))Здорово У Пашки сейчас физик и историк – нравятся очень)))
  • А чего не “мама Ивана Сергеевича Иванова?”
  • Я по ИО, классная сына в младшей школе называла меня Юля и на “ты”. Мне было комфортно, она моя ровесница. В средней школе пока на “вы” и по ИО.
  • Ко мне ни разу по имени и отчеству не обращалась учительница.
  • По ИО и при этом знает ОИ не только мам, но и пап!
  • Исключительно по имени-отчеству, и я к ним, и они ко мне. Как иначе?
  • обращалась ко мне по ИО, но я сама и еще пару мам попросили обращаться по И. На вы естессно. ИО мне режет слух, да и на работе так не принято)
  • вам правда нра когда к вам по ИО обращаются???? У нас даже мама одноклассника (учительница в нашей школе в старших классах) просит обращаться к ней по имени.

Источник: https://eva.ru/kids/messages-3449459.htm

Как написать письмо учителю? Образец письма учителю от ученика

Как обращаться к учителю

Бумажные сообщения теперь стали большой редкостью. Им на замену пришли телефонные звонки, видеосвязь и электронная почта. Тем не менее иногда родителям ребенка или ему самому оказывается нужным написать сообщение учителю. Это можно сделать в письменной форме.

Например, сообщение о пропуске учебных дней. На первый взгляд, вопрос тривиальный, но выясняется, что большинство не знает, как написать письмо учителю, поэтому обычно отправляют простые записки или обходятся звонками.

Однако в некоторых школах документация имеет значение, и здесь могут ее потребовать.

Когда следует использовать

Письма бывают следующих видов:

  • Ознакомительное. Используется, как один из способов предоставить учителю важную информацию касательно ребенка, например, об особенностях его здоровья. Данный вид отправляется в начале учебного года. Чаще всего используется после перевода в другую школу, хотя, ничто не запрещает отправлять его в начале каждого года. Его можно рассматривать как отдельный вид задокументированной коммуникации с учителем. Здесь может быть описано планирование будущих поездок ребенка и заблаговременное извещение об его отсутствии, обсуждение дополнительных планов на обучение и пр.
  • Письмо с целью разрешения какой-либо внештатной ситуации или конфликтного поведения. Учитель не всегда может углядеть за всеми детьми в классе и вовремя оценить степень возникшей проблемы в детском обществе. Для решения подобных случаев может использоваться такое извещение, поэтому родителям важно знать, как написать письмо учителю. Разумеется, не стоит считать такой способ средством оскорбления или жалобы. Как и диалог, оно должно быть построено на конструктивных и взаимоуважительных началах.
  • Самый распространенный и используемый вид писем – извещение об отсутствии ребенка. Оно может быть отправлено как до планируемого отсутствия (поездка с семьей в другой регион), так и после в качестве сопровождающей записки. Например, если у ребенка несварение. Причина недостаточно серьезная для обращения в больницу за медицинской справкой, в тоже время она не позволит ребенку с кишечным расстройством спокойно сидеть на уроках.
  • Благодарственное. Это удобная форма, чтобы передать учителю слова благодарности за выдающуюся учительскую деятельность или особенно внимательное отношение к проблемам ребенка и помощь в их решении. Благодарственный текст письма учителю послужит приятным бонусом к его ответственной деятельности.
  • Письмо на имя учителя или директора школы. Данный вид используется в различных ситуациях для обращения к директору школы или классному руководителю от имени самого ученика или его родителей. В нем описывается причина такого обращения. Это может быть признание ученика в совершенной ошибке или сообщение о сложившейся нестандартной ситуации, требующей поставить в известность руководство школы. Например, письмо учителю от ученика с просьбой разрешить создание школьной музыкальной группы.

Инструкция по написанию

Существует огромное число разных писем: благодарственное, деловое, счастья, сопроводительные и многие другие.

Не меньше создано и стилевых форм для написания: деловая речь, стихотворная форма, рукописное, печатное и др.

Опустим детали о видах и предоставим способ написания на ваш вкус, сосредоточившись только на главном, а именно, как написать письмо учителю. В противном случае, инструкция получится размером с целый том.

Бумага, конверт и ручка

Можно использовать любую бумагу, любой конверт и любой вид чернил. При этом, следует понимать, что письмо должно выглядеть опрятным, написанным на чистом не рваном листе, который не был ранее использован для каких-то других записок. Стоит позаботиться и о том, чтобы ручка писала хорошо.

Множественная обводка букв сделает его крайне небрежным. Классическим простым стандартом является лист формата А4 в белом конверте с использованием черной или синей шариковой ручки при написании. И помните, если вы пишите письмо учителю русского языка, соблюдение грамотности будет крайне важным.

Начало

Начало – это половина дела. И к письму данная поговорка подходит, как нельзя лучше. В России общепринятым этикетом для начала принято приветственное обращение к адресату со слов “Уважаем-ый (ая) ФИО”.

Размещается обращение в правом верхнем углу листа. При этом, если адресат обладает подходящими для данного случая титулами (классный руководитель, директор школы), то следует их перечислить строкой ниже. В завершении начала следует обозначить себя.

Таким образом, начало должно выглядеть так:

Уважаемой Ивановой Галине Федоровне

Директору школы №123 г. Москвы

От Петровой Ирины Сергеевны

Мамы Петрова Вани из класса 7Б

_

*Тема*

После обращения ниже по центру строки пишется тема письма. Например, такие традиционные формулировки, как “заявление”, “объяснительная записка”, “просьба разрешить”, “запрос”, “приглашение” или любые другие, которые дадут понять адресату о смысле обращения.

Существует другое начало писем, немного отличающееся от описанного выше, но популярное в России. Выглядит оно следующим образом:

Директору школы №123 г. Москвы

От Петровой Ирины Сергеевны

Родителя ученика Петрова Вани из класса 7Б

_

Уважаемая Галина Федоровна!

В данном случае вместо темы указывается обращение “Уважаемая Галина Федоровна!”, после чего с новой строки начинается суть письма. Существуют и другие вариации начала. Не меньшей популярностью пользуется следующее. Оно характерно почти для всех обращений в госструктуры:

Директору школы №123 г. Москвы

Г. Ф. Ивановой

Уважаемая Галина Федоровна!

_

Я, Петров Иван, ученик класса 7Б, прошу разрешить мне…

Основная часть

Это главная суть, то есть цель написания. Она должна содержаться в теме, в первом абзаце сразу после представления себя.

Для дружеских писем и сообщений между членами семьи простительно использование долгого подведения к главной теме, с подробными рассказами всех происходивших событий вашей жизни за последнюю неделю, но в официальном и полуофициальном сообщении, каковым является письмо учителю, это категорически не приветствуется. Впрочем, в случае письма учителю от ученика разбавленность содержания лишними деталями простительна.

В данном случае, хорошо подходит поговорка “краткость – сестра таланта”. Задача в том, чтобы максимально коротко и четко сформулировать в первом абзаце суть обращения к адресату.

И только после этого можно приступить к расписыванию дополнительных деталей, если есть такая надобность.

Иными словами, прежде чем понять, как написать письмо учителю, необходимо обдумать то, о чем оно, и выстроить четкую структуру сообщения.

Конец

Если с началом обычно возникают сложности уровня “как” или “с чего”, то конец часто просто забывается. Однако и тут есть свои особенности. Письменный этикет рекомендует в конце благодарить адресата за потраченное время на прочтение вашего сообщения, а также указывать свои контактные данные для обратной связи и дату написания. После чего ставится ваша личная подпись.

Следует помнить, что подпись ставится плотно к тексту, а не в конце листа. Данный совет родился во времена, когда они были повсеместно используемыми, и мошенники могли вписать в свободное пространство между вашим последним абзацем и подписью дополнительный текст, например, требованием материальной помощи.

Подписывание впритык к последним строкам “запечатывает” письмо, не позволяет добавить какие-либо строки.

Образец

В конце статьи приведем образец письма учителю, точнее, директору, в качестве объяснительной из-за пропуска нескольких учебных дней. В квадратных скобках указаны подсказки.

[правый верхний угол листа, начало]

Директору школы №123 г. Москвы

Г. Ф. Ивановой

_

[Тема] Объяснительная

_

[Суть]

Я, Петров Иван, ученик класса 7Б, отсутствовал на уроках с 23.10 по 27.10 в связи с семейной поездкой.

[конец: дата и подпись]

28.10.19 Петров И.С. —————————— *подпись*

Вот, такие вот варианты. На этом тему, как написать письмо учителю, считаем закрытой.

Источник: https://FB.ru/article/439256/kak-napisat-pismo-uchitelyu-obrazets-pisma-uchitelyu-ot-uchenika

(этикет в разных странах) Как обращаться к учителю?. Обсуждение на LiveInternet – Российский Сервис Онлайн-Дневников

Как обращаться к учителю
Понедельник, 07 Июня 2010 г. 19:03 + в цитатник

 Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. А как правильно обращаться к учителю? 

Что ж, ответ на этот вопрос во многом зависит от того, в какой стране вы находитесь и к какому учителю обращаетесь. Давайте вместе  попробуем немного в этом разобраться. 

Душа моя Павел, Держись моих правил: Люби то-то, то-то, Не делай того-то. Кажись, это ясно.

Прощай, мой прекрасный.

(А.С. Пушкин. Кн. П.П. Вяземскому)

Обращение к собеседнику – самый яркий (и употребительный) знак, показывающий, что мы начинаем общение. Вот почему в речевом этикете обращению уделяется большое внимание.

В России

Как считает Н. И. ФОРМАНОВСКАЯ с точки зрения этикета “.

в русском сообществе невозможно со стороны ученика к учителю использование иной формы, кроме имени-отчества, тогда как, например, в скандинавских странах в этом случае допустимо непринужденное имя в сочетании с “ты”-формой общения.

” И действительно сложно себе представить школьника, входящего в класс и говорящего учителю: Здравствуйте, Маша (Мария)! (как правило, в России не обращаются к преподавателю по названию профессии, т.е. “учитель, извите за опоздание” – также звучит довольно “дико”)

Конечно, сейчас найдутся ученики, которые часто нарушают данные нормы этикета. (и вряд ли это происходит потому, что они не знают, как следует обращаться к преподавателю) 

Этикет отношений, оглашенный на news.open.by, расскаывает об употреблении “ты” и “вы”:…. Ко всем незнакомым нам людям мы должны обращаться на “Вы”. Более того, к детям после 16 также начинают обращаться на “Вы”. Особую важность данное правило принимает в рамках образовательной системы: к старшеклассникам и студентам преподаватели должны обращаться на “Вы”, не говоря уже о том, что к учителям и преподавателям категорически используется только “Вы”. Таким образом в России лучше обращаться к учителю по имени-отечеству или на “вы”.
В КазахстанеВ Казахстане точно такие же правила обращения в русских школах. В казахских школах (и вообще, на уроках казахского языка) учителя или учительницу принято называть – Муғалім(учитель).Учительницу еще можно просто назвать – Апай, как вобщем любую другую женщину, старше вас.Примечание:

  • Аға (мужстарший по возрасту родственник), апа(мама, бабушка…) – люди, имеющие к вам непосредственную родственную близость. то есть родная ну или двоюродная бабушка, дядя, брат, тетя, сестра.
  •  апай,  ағай – обращение в принципе к чужим людям. это просто обозначение человека, если, скажем, имени вы не знаете. а если знаете имя, то можно и его прибавить. но, все равно, это будет означать, что вы говорите не о родственниках. 
  • к пожилой соседке не только вежливо обращаться “апай” 

В английском языке, в отличие от русского, нет формального разграничения между формами «ты» и «вы». Весь спектр значений этих форм заключен в местоимении you.

Местоимение thou ‘ты’ вышло из употребления в XVII веке, сохранившись лишь в поэзии и в Библии.

Все регистры контактов, от подчеркнуто официальных до грубо-фамильярных, передаются другими средствами языка: интонацией, выбором соответствующих слов и конструкций.

В Великобритании

Наверное все помнят еще со школы, что учитель по-английский будет Teacher. Но неужели, следует называть своего преподавтеля “тичером”?  А если в университете – профессором?  

 В учебных заведениях преподаватели и учителя к учащимся и студентам (официальная форма обращения). В университетах допускается обращение к преподавателю professor (профессор). Возможно также обращение professor + фамилия (surname), например, professor Smith, (профессор Смит).

Обращение к мужчине-преподавателю Mr + фамилия (surname), например, Mr Smith, (господин Смит).

Форма обращения к учительнице, принятая в Англии: Miss + девичья фамилия (независимо от того, замужем женщина или нет – традиция, сохранившаяся со времен королевы Виктории, когда только незамужним женщинам разрешалось работать в школе).

Примечания:

  • (стоит отметить, что форма обращения Mr (Mrs, Miss) + фамилия употребляется не только на официальном, но и на нейтральном уровне вежливости при обращении людей среднего и пожилого возраста, даже при том условии, что они давно уже знакомы.)
  • В научном мире в официальных случаях принято обращаться по званию: Professor, Senior, Tutor, Dean и так далее.
  • слово Madam в качестве обращения к учительнице или преподавателю женщине обычно  не употребляется

В СШАВ среде преподавателей университетов США не принято поддерживать социальную дистанцию между равными по статусу людьми: профессор к коллеге обычно обращается по имени, если они работают вместе. Обращение по фамилии или по должности означает, что говорящий либо не считает адресата равным себе (т.е. считает его вышестоящим или нижестоящим), либо демонстрирует свое отрицательное отношение к партнеру: в таком случае используется обращение “должность+фамилия” или “титул+фамилия”: Doctor Brown, Mister Bernstein и т.п.
В США Очень похожие нормы этикета в обращениях. Стоит только добавить, что иногда с помощью слов Sir  осуществляется официальное обращение к учителям и преподавателям – мужчинам. Форма обращения к учительницам принятая в США: Mrs + фамилия по мужу(обращение к замужней) и Miss + девичья фамилия (обращение к незамужней женщине).
Примечание

  • В Америке самыми распространёнными формами обращения (особенно к незнакомым или старшим по возрасту людям) являются слова Sir и Ma`am (или Madam) . Однако в США гораздо быстрее, чем в Британии, переходят к обращению по имени и, как правило, стараются избегать употребление титулов. Тем не менее, к Президенту США следует обращаться – Mr. President, к государственному секретарю Mr. Secretary, к сенатору – Senator, к члену палаты представителей конгресса США – Congressman, к судье – Your Honor (” ваша честь “) , к протестантскому священнику – Mr. + фамилия, к послу – Mr. Ambassador.
  • Использование должности или титула без фамилии в качестве обращения является сигналом того, что говорящий принадлежит к иной социальной группе людей, в частности к вспомогательному персоналу. 
  • Употребление фамилии без титула в той ситуации, когда адресат по своему статусу несколько ниже говорящего, закрепляет статусное неравенство: так в армии офицеры обращаются к солдатам, так раньше обращались к слугам, так могут обращаться учителя к ученикам. 

Это только начало. Ждите продолжения …

Рубрики: Travelпутешествия (с миру по нитке)

языки интересно этикет этика обращения  

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/miss_margo/post127932487

Как общаться с учителем: правила хорошего тона для студентов

Как обращаться к учителю

Образец

Общение преподавателя и студента – тема не новая, но глубоко обсуждаемая, ведь именно из-за неправильного поведения обеих сторон возникают конфликты, которые портят жизнь и педагогу, и учащемуся.

Проще говоря, существует определенная этика общения преподавателя и студента, правилам которой необходимо следовать для достижения эффективной коммуникации.

Правила общения студента с преподавателем

Хотите вы этого или нет, но знать, как разговаривать с учителем, не просто желательно, а чрезвычайно необходимо. Почему? Элементарный этикет не раз спасет вашу пятую точку от неприятных ситуаций, с которыми вы можете столкнуться из-за простого незнания, как общаться с преподавателем.

Доброжелательное и доверительное общение преподавателя со студентами складывается из нескольких факторов:

  • взаимное уважение;
  • открытость;
  • отсутствие панибратства.

Уважайте друг друга

И это касается не только студента, но и преподавателя. Нередко встречается пренебрежительное отношение к студенту именно среди педагогического состава. Выражается оно в неподобающем поведении учителя на занятии: высмеивании недостатков, повышении голоса, занижении отметок и прочих злоупотреблениях, которые позволяют себе преподаватели только потому, что власть на их стороне.

Повышать голос – не самое правильное решение

Студент, в свою очередь, хамит, срывает занятия, открыто пользуется шпаргалками, систематически не готовится, огрызается, вступает в полемику и всячески выказывает свое негативное отношение к преподавателю.

Такое противостояние не закончится ничем, кроме как потраченным временем и нервами. А все дело в элементарном уважении друг к другу, что требует от старшего поколения терпения и мудрости, а от младшего – воспитанности и благоразумия.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Не переходите границы дозволенного

Дружить с преподавателем можно и даже нужно, тогда и учеба будет в радость, и бесконечный страх уйдет, и скованность в присутствии педагога исчезнет. Однако где находится та тонкая грань, которая разделяет тактичную дружбу и наглое панибратство?

Все дело во внутреннем этикете: если студент, завидев, что с преподавателем можно общаться неформально и более расслабленно, начинает “садиться на голову” и вести себя как его “кореш”, то ни о каком соблюдении границ дозволенного и речи быть не может.

Неформальное общение – залог доверия

Свободно общаться на волнующие темы, спрашивать совет и обсуждать личные проблемы – это не значит стать преподавателю “друганом”, которому можно “давать краба”. Будьте учтивы и благодарны за такое отношение.

В западных странах (Европа и США) неформальное общение с учителем в порядке вещей: студенты и учителя ходят вместе на пикники, устраивают квартирники, празднуют свадьбы и дни рождения – в общем, всячески участвуют в жизни друг друга за пределами учебных стен.

А вот несколько советов, которые помогут выстроить правильное общение с преподавателем и добиться желаемых результатов.

Задавайте хорошие вопросы

Ничто так не радует преподавателя, как лес рук после занятия. Это означает, что студентам интересна тема и педагог смог объяснить материал доступно, а также увлечь учащихся в процесс.

Попробуйте задать учителю вопрос по теме, и вы увидите, как изменится его к вам отношение.

Посещайте учебные мероприятия вне учебного плана

Если преподаватель делает объявление о предстоящем семинаре, лекции в другом университете, встрече, КВНе и других мероприятиях, постарайтесь там присутствовать. Только покажите искреннюю заинтересованность: неадекватный подхалимаж всегда заметен.

Регулярно присутствуйте на занятиях

Не прогуливайте. Если заболели или есть другая уважительная причина не явиться, напишите об этом учителю на почту, например. Предупредите его, и педагог поймет, что вам не безразлично его отношение и мнение о вас. Опять же, плюсик в карму.

Внимательно слушайте – вдруг что интересное расскажет?

Будьте внимательны

На лекциях, семинарах и других учебных занятиях внимательно слушайте преподавателя. Если он увидит, что вы перешептываетесь с одногруппниками или “торчите” в телефоне, то и не будет тратить на вас время, объясняя материал. Да и это просто неприятно.

А еще, внимательность спасает при написании курсовых, дипломных и других работ. Если же вы все-таки не относитесь к числу внимательно слушающих студентов, то обратитесь в учебный сервис, ведь здесь работают люди, которые потрудились быть внимательными за вас.

Источник: https://Zaochnik.ru/blog/kak-obshhatsya-s-uchitelem-pravila-xoroshego-tona-dlya-studentov/

Как обучить ребенка выражать свою просьбу? Примеры упражнений в детском саду и школе

Как обращаться к учителю

Часто ребенок оказывается в ситуации, когда ему необходимо обратиться к кому-либо с просьбой: к воспитателю, учителю, одноклассникам. Возникают сомнения, стеснение, страх получить отказ, не выстраиваются фразы. Поэтому взрослые могут научить их формулировать просьбу. Как это сделать?

Обучение выражать свои просьбы в детском саду

В детском саду ребенок находится до 12 часов в день. У него возникают потребности, которые требуют удовлетворения. Он обращается к воспитателю с просьбой выйти в туалет, попить, помочь надеть одежду, выполнить задание, что-то переложить, поправить прическу, дать добавки. Воспитатель индивидуально и в группе, в игровой форме обучает детей вежливо выражать свои просьбы.

В игре, объединяя группу детей, воспитатель обучает детей с помощью игрушечного персонажа. Вы тоже можете использовать этот прием.

Игровая ситуация «Кукла Катя хочет рисовать»

Воспитатель обращает внимание детей на громкий плач куклы Кати включается запись плача).

Воспитатель: Катюша, добрый день. Почему ты плачешь?

Кукла Катя (озвучивает воспитатель): Здравствуйте. Я очень хочу нарисовать солнышко. Оно сегодня так ярко светит. Но мои карандаши потерялись. Я не могу их найти.

Воспитатель: Катюша, возможно ты не положила их на место, где-то оставила, а теперь не можешь найти?

Кукла Катя: Может быть.

Воспитатель: Тебе могут помочь найти карандаши наши ребята. Могу помочь я.Если тебе нужна помощь, ты всегда можешь попросить о ней.

Кукла Катя: Попросить? А как нужно просить? Я этого делать не умею…

Воспитатель: Если ты хочешь обратиться ко мне или помощнику воспитателя, нужно назвать по имени и отчеству. Например, Светлана Владимировна. Так зовут меня. Или Ольга Александровна.

Так зовут помощника воспитателя. Затем можно добавить добрые слова: будьте добры, будьте любезны и свою просьбу — помогите мне найти мои карандаши. И обязательно использовать волшебное слово «пожалуйста».

Чтобы что-то попросить,Нужно вежливыми быть.Мы «пожалуйста» добавим — 

Будут все довольны нами.

Итак, можно обратиться с просьбой: Светлана Владимировна, будьте добры, помогите мне найти мои карандаши, пожалуйста. Выражать просьбу нужно спокойным, ровным, доброжелательным голосом. Попробуй.

Кукла Катя: Светлана Владимировна, будьте добры, помогите мне найти мои карандаши, пожалуйста.

Воспитатель: Хорошо, Катюша, я с удовольствием помогу тебе найти карандаши. Только гораздо быстрее мы сделаем это вместе с ребятами. Может быть ты и их попросишь помочь нам? Обратиться сразу ко всем ребятам можно словом «ребята». Попробуешь?

Кукла Катя: Да! Ребята, будьте любезны, помогите нам найти мои карандаши, пожалуйста.

Воспитатель: Поможем, ребята, куколке Кате?

Ребята: Да.

Воспитатель вместе с детьми находит карандаши куклы Кати.

Воспитатель: Вот твои карандаши, Катя.

Кукла Катя: Спасибо.

Воспитатель: Ребята, когда вы хотите о чем-то попросить меня, обращайтесь по имени и отчеству. Обращайтесь вежливо, не забывая употреблять красивые добрые слова «будьте добры», «будьте любезны», «пожалуйста». Это очень приятно. Когда человек вежлив, ему трудно отказать в его просьбе. Так же вы можете обращаться ко всем взрослым, друг к другу.

Иногда требуется срочно обратиться с просьбой к воспитателю, маме, другому взрослому. А тот в это время занят, разговаривает с кем-либо. Тогда лучше обратиться к нему такими словами: «Извините пожалуйста, что перебиваю Вас, можно задать вопрос?».

Аналогичные игровые ситуации систематически повторяются.

Воспитатель постоянно обращает внимание на формулирование детьми просьб и добивается правильных построений фраз. Делает это настойчиво и спокойно. Это значительно помогает детям научиться вежливо выражать свои просьбы.

Воспитатель индивидуально обучает детей обращаться к окружающим взрослым по имени и отчеству, выражать просьбу и обязательно использовать волшебное слово «пожалуйста».

Обучение выражать просьбу в школе

В школе дети становятся старше. Учитель на внеклассном мероприятии уделяет время на обучение детей вежливому выражению своих просьб, шире используя для этого богатства русского языка. Это важно, мак как ребенок попадает в новую социальную среду. Для того, чтобы она была более комфортной, нужно выстраивать доброжелательные отношения, основанные на взаимопонимании, взаимопомощи.

В первую очередь учитель (классный руководитель) в беседе обращает внимание детей на то, что необходимо учиться не только приобретению научных знаний, но и общению с окружающими людьми.

Вариант беседы. В школе рядом с детьми постоянно находятся взрослые — педагоги.

Нужно учиться умению обратиться к ним с вежливой просьбой, когда возникает необходимость повторить то, что не совсем расслышал, поднять упавшие с парты предметы на уроке, выйти в туалет, попросить о помощи в выполнении задания. Различных ситуаций возникает множество. Но почему бывает сложно обратиться к учителю? Страшно?

Страх рождается от неуверенности в себе. Кроме того, дети боятся получить отказ.  Часто не хватает нужных слов, чтобы выразить мысли, правильно построить фразу.

Нужно научиться справляться со своим страхом. Быть смелым. Ведь смелость предполагает наличие у человека сильного характера. Поэтому сначала нужно настроиться на обращение с просьбой, пробудить в себе решительность.

Затем подумать о том, что в случае отказа в просьбе, ничего страшного также не произойдет.  Возможно, у того, к кому вы обратитесь с просьбой, будет важная причина для отказа. Не стоит поддерживать в себе чувство обиды. Без обиды не будет скованности в общении.

Нужно учиться не избегать ситуаций, а справляться с ними.

Очень важно при обращении с просьбой быть спокойным и вежливым.

Далее учителю целесообразнее показать детям разницу между просьбой и требованием.

Ситуативный разговор «Просьба и требование. Основные различия»

Учитель. Ребята, просьба — это обращение к человеку с призывом удовлетворить свои потребности, желания.

Но обратиться можно по-разному. И тогда просьба может стать требованием.

Давайте посмотрим отрывок из фильма «Двенадцать месяцев» (режиссер Анатолий Граник, год выпуска – 1973), где Королева оказывается в ситуации, когда нужно попросить падчерицу подвезти ее во дворец из холодного зимнего леса.

Учитель: Как вы думаете, с просьбой или требованием обратилась Королева к Падчерице? Почему?

(Дети вместе с педагогом делают вывод о том, что Королева выбрала требовательный тон общения, неверно построила фразу).

Рассмотрим, чем отличается требование от просьбы.

Просьба

Требование

Употребление во фразе вежливых слов

Вежливые слова употребляются

Вежливые слова чаще всего не употребляются

Интонация

Интонация мягкая, произносится тихим голосом, глядя прямо в глаза

Интонация строгая, повеления

Степень выполнения

Выполняется по желанию

Чаще всего обязательно выполняется

Итак, давайте посмотрим отрывок дальше и узнаем, удалось ли Королеве вежливо попросить Падчерицу и удовлетворить свою просьбу.

Удалось, потому что Королева быстро научилась выражать просьбу вежливо: доброжелательным тоном, глядя в глаза собеседнику, используя «волшебные слова».

Следующий шаг —знакомство с вежливыми словами, которые помогут правильно выразить просьбу.

Беседа с элементами игры «Знакомство с вежливыми словами»

Учитель: Ребята, сегодня и мы с вами научимся правильно строить обращение с просьбой к учителю, одноклассникам.

Давайте прочитаем обращения по столбикам.

(Дети читают вслух обращения первого столбика, затем второго столбика, затем третьего столбика).

Вежливые обращения (с просьбой)

Будь другом …

Прошу тебя…

Будь добр…

Сделай милость…

Не сочти за труд…

Если тебе не трудно…

Я прошу тебя…

Не в службу, а в дружбу…

Я давно хотел к тебе обратиться, выручай…

Вам не трудно…

Вас не затруднит…

Вы не могли бы…

Будьте добры…

Будьте так любезны…

Если вам не трудно…

Я прошу вас…

У меня есть небольшое к Вам дело, я знаю, что Вы разбираетесь в этом вопросе…

Можно мне…

Можно ли мне…

Нельзя ли мне…

Можно попросить об одном одолжении…

Я могу…

Могу ли я…

Не могу ли я…

Я могу попросить…

Не могу (ли) я попросить…

Пожалуйста

Учитель: Ребята, какие из этих слов вы до сих пор не употребляли в своей речи? (Дети читают эти слова.) Данные слова нужно запоминать и активно использовать в речи при выражении просьб. Как вы думаете, по обращению к кому можно использовать слова в первом столбике? (По отношению к одноклассникам, сверстникам, друзьям).

 По обращению к кому можно использовать слова во втором столбике? (По отношению к учителю, родителям, взрослым). По обращению к кому можно использовать слова в третьем столбике? (По отношению к любому человеку).Почему слово «пожалуйста» объединяет все три столбика? (Потому что его нужно использовать во всех случаях).

 Как вы считаете, после использования данных слов, захочется человеку выполнить просьбу? (В большинстве случаев).

Хорошо. Сейчас мы составим модель фразы-обращения с просьбой, то есть в каком порядке лучше строить обращения-просьбы.

  1. Обращение. Если вы обращаетесь к ребенку, сверстнику, нужно обращаться по имени. Если вы обращаетесь ко взрослому, то называете его по имени и отчеству.
  2. Вежливые слова. Здесь мы используем слова из таблицы.
  3. Непосредственная просьба.
  4. Благодарность. Мы благодарим человека вежливыми словами: «спасибо», «благодарю».

Учитель: Ребята, будьте добры, попробуйте обратиться с какой-либо просьбой ко мне. Спасибо. (Дети готовятся, затем поднимают руку и озвучивают просьбу).

Дорогие ребята, я прошу вас, обратитесь с какой-либо просьбой друг к другу. Спасибо. (Дети готовятся, затем поднимают руку и озвучивают просьбу).

Учитель: Приятно ли вам было услышать такие просьбы? Захотелось выполнить просьбу? Замечательно!

А как вы отвечали на просьбу? Чаще всего вы использовали слова (фразы): «хорошо», «конечно», «сделаю», «помогу».

Я хочу вас познакомить со следующими допустимыми ответами на просьбу, выражающими согласие: «сделаю все, что в моих силах», «сделаю все, что зависит от меня», «постараюсь», «с удовольствием выполню твою просьбу», «непременно», «разумеется», «безусловно, помогу».

Если человек вам отказывает в просьбе, нужно извиниться перед ним за причиненное ему беспокойство. Это можно сделать одним словом — «извини(те)» или фразой «извини(те) за причиненное беспокойство».

Во всех случаях обращения с просьбой нужно помнить: не следует обращаться с просьбой к тому человеку, которому трудно будет выполнить ее. Тем самым мы ставим человека в затруднительное положение.

Учителю также необходимо познакомить детей со словами, которые используются в случае отказа в просьбе.

Если к нам обратились с просьбой, а мы не можем просьбу удовлетворить, то нужно уметь вежливо отказать. Для этого можно использовать слова, фразы: «я не могу», «никак не могу выполнить просьбу», «не получится», «не смогу», «это невозможно», «к сожалению, не смогу», «я бы с удовольствием, но не смогу», «это не в моих силах», «к сожалению, я бессилен».

Создавая условия для использования обучающимися данных слов, учитель также обязательно предлагает их проговаривать.

Используя предложенные способы обучения, которые можно варьировать, можно успешно помочь ребенку преодолеть неуверенность, быстро и результативно обратиться с просьбой.

Давайте помогать нашим детям использовать все ресурсы для личностного развития!

Источник: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_obuchit_rebenka_vyirazhat_svoyu_prosbu_primeryi_uprazhnenij_v_detskom_sadu_i_shkole/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.