Как обжаловать решение налоговой

Содержание

Обжалование налоговых уведомлений

Как обжаловать решение налоговой

Когда налогоплательщик не согласен с суммами начисленных налогов или с какими-то действиями должностных лиц, то Законом предусмотрена возможность доказать правоту и не заплатить лишнего. Обжалование налоговых уведомлений – это первый шаг при восстановлении справедливости.

Можно ли обжаловать решение, вынесенное налоговиками

Не всегда действия налоговых инспекторов правомерны. Ошибаться могут все, в том числе и работники контролирующих органов.

Если налогоплательщик считает, что присланное уведомление незаконно, он может оспорить требования в общеустановленном порядке. Действовать нужно по правилам, иначе жалобу просто не станут рассматривать.

Порядок обжалования подробно изложен в 138 статье Налогового кодекса.

Налоговый спор – это ситуация, при которой возникают разногласия между государством и налогоплательщиком по поводу начисления налогов. Споры рассматриваются компетентными органами.

Как указано в соответствующей статье НК, оспорить действия контролирующего органа имеет право любой гражданин. Обжалован может быть любой акт – нормативный или ненормативный, хотя порядок действий будет отличаться. Чаще оспаривают именно ненормативные акты.

Для справки: нормативный акт – документ, в котором установлены общие правила, они одинаковы для всех налогоплательщиков и применяются неоднократно. Ненормативный акт носит адресный характер.

Если уведомление налоговой, по мнению налогоплательщика, носит противоправный характер или каким-то образом ущемляет его права, то опротестовать решение можно в досудебном порядке. В случае отказа можно подать в суд.

Этот порядок является неизменным. Нельзя сразу подать в суд, не попытавшись решить проблему на месте. На первом этапе налогоплательщик подает заявление в налоговый орган. Если спор сразу решить не получилось, нужно действовать дальше строго по плану.

Налоговые споры

Причины налоговых споров связаны с оценкой деятельности налогоплательщика. Чаще всего они возникают после проведенной проверки. Несогласие налогоплательщика могут вызвать:

  • доначисления по налогам, пени и штрафы;
  • приостановка операций по счету или его блокировка;
  • отказ вернуть выплаты, сделанные ошибочно;
  • отказ в возмещении НДС.

Основанием для спора могут стать и ошибки, которые допустил сам налогоплательщик при заполнении декларации или составлении платежных поручений.

Какими бы причинами ни были вызваны разногласия, если налогоплательщик считает, что закон на его стороне, он вполне может оспорить направленное ему уведомление.

Нередко возникшие споры удается решить в досудебном порядке, так как налоговая служба не заинтересована в судебных процессах. Если при проверке выясняется, что претензии налоговиков необоснованны, то удается обойтись без обращения в суд.

Если на первом этапе решить спор не удается, следует обратиться в вышестоящий налоговый орган. А если и там постигла неудача, то придется идти в суд.

Срок обжалования налогового уведомления

Существует два вида жалоб, которые налогоплательщик может подать, чтобы оспорить решение налоговой:

  • Апелляционная. Подается при несогласии с решениями налогового органа, принятыми после проведения проверки. Важное условие – жалоба подается, пока решение не вступило в законную силу. Возможность подать апелляцию должна быть указана в самом решении, вынесенном по результатам налоговой проверки. Там же указывается и срок вступления решения в силу – 1 месяц с момента передачи решения налогоплательщику. Если срок пропущен, подать апелляционную жалобу невозможно.
  • Обычная. Этот вид жалоб подается на уже вступившие в силу ненормативные акты, выданные налоговой инспекцией. Также такую жалобу можно подать на неправомерные действия или бездействие представителей контролирующих органов. Срок подачи – 1 год со дня вынесения решения, на которое не была подана апелляция, либо со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав. Если указанный срок пропущен по уважительным причинам, подтвержденным документами, то его можно восстановить. На такую возможность указывает статья 139 НК РФ (пункт 2).

Любой тип жалобы может подать как само лицо, права которого были нарушены, так и его представитель (при условии наличия доверенности). Жалобу можно подать нарочно в налоговую инспекцию либо направить по почте с уведомлением. Еще один вариант – отправка в электронном виде, в том числе, через личный кабинет налогоплательщика.

В качестве адресата указывают вышестоящий налоговый орган, но подают документ в отделение, которое вынесло решение, не устраивающее налогоплательщика. Пример: жалобу на районную инспекцию подают в то же территориальное отделение, указав в качестве адресата Управление ФНС.

Налоговый орган после получения жалобы обязан в течение 3 дней выдать по нему свое заключение, приложить его к жалобе и направить в вышестоящий орган.

Возражения на претензии, изложенные в акте налоговой проверки

После проведения любой налоговой проверки, а также при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах, проверяющие составляют акт.

Если налогоплательщик не согласен с изложенными в документе замечаниями и претензиями, он может составить возражения и направить их в ФНС.

Сделать это нужно в течение 1 месяца со дня получения акта (статья 100 п. 6 и статья 101.4 п. 5 НК РФ).

Для справки: При получении акта налогоплательщик должен расписаться и проставить дату получения. Именно от этой, написанной собственноручно, даты начинается отсчет сроков подачи возражений.

Поэтому нужно быть внимательным и не допускать ошибок. Если указать не реальную, а уже прошедшую дату, то сроки, отпущенные на подачу возражений и жалоб, сократятся.

Если акт направлен налогоплательщику заказным письмом, то датой отсчета считается 6-й день с момента отправки.

Возражения можно составить как по всему акту, так и по его отдельным частям. В этом документе необходимо обязательно указать номер акта проверки и дату его составления. Затем следует подробно изложить свои возражения с отдельными положениями или с актом целиком. Желательно подтвердить свои утверждения документами, копии которых приложить к возражениям.

Обязательно следует составить опись прилагаемых документов, в которой указать все приложения к жалобе. Это исключит возможность случайно или преднамеренно утратить часть приложенной документации.

Налоговый орган после получения возражений обязан сообщить налогоплательщику время и место их рассмотрения. Автор возражений имеет право присутствовать на этом разборе и давать устные пояснения по любым вопросам.

Однако неявка привлекаемого к ответственности лица, при условии, что оно было уведомлено о месте и времени разбора, не является причиной для отказа рассмотрения дела (статья 101 п. 2, статья 101.4 п. 7 НК РФ).

В ходе рассмотрения возражений лица, привлекаемого к ответственности, комиссия устанавливает:

  • были ли допущены нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • образуют ли выявленные случаи неисполнения законодательства состав налогового правонарушения;
  • имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к административной ответственности;
  • обстоятельства, которые исключают или смягчают вину лица в совершении правонарушения.

По результатам исследования выносится решение. Решение может быть либо о привлечении лица к ответственности, либо об отказе в привлечении. Также может быть принято решение о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, то в нем должен быть указан срок, в течение которого его можно обжаловать. Жалобу следует подавать в вышестоящий орган, в решении указать его наименование и адрес. Если и во второй ступени будет выдан отказ, то налогоплательщик может обратиться в суд.

Подача жалобы

Источник: https://ak-magnat.ru/obzhalovanie-nalogovyh-uvedomlenij/

Процедура обжалования решения налогового органа – Все о финансах

Как обжаловать решение налоговой
(10 5,00 из 5)
Загрузка…Время чтения: 3 мин.

О том, как обжаловать решение налогового органа, рассказано в федеральном налоговом законодательстве, а именно в Главе 19 и 20 НК РФ.

Там прописаны перечень лиц, имеющих право на подачу протеста, орган, в который нужно приносить жалобу, сроки ее предоставления, порядок рассмотрения, основания для отказа в принятии и другие моменты.

Кто может обжаловать

В аб. 1 стат. 137 НК РФ сказано, что любое лицо может пожаловаться, преследуя задачу восстановления своих несоблюденных прав:

  • на действия (или на допущение бездействия) должностных работников территориальных или федерального налогового органа;
  • на акты ФНС, изданные в отношении конкретного налогоплательщика, содержащие какое-либо незаконное требование в отношении него (ненормативные акты).

При этом обжалование осуществляется:

  1. сначала – в стоящий выше налоговый орган;
  2. и только после этого – в суд (ч. 2 стат. 138 НК России).

Виды жалоб

Существует два вида:

  1. “просто” жалоба;
  2. апелляционная жалоба.

Первая подается в случае, если опротестовываются ненормативные акты, которые уже вступили в свою законную силу, или действия должностных лиц. Вторая – в отношении невступивших в силу актов.

Как подать протест, сроки

В силу ч. 1 ст. 139 НК России, предоставление протеста следует осуществлять не напрямую в вышестоящую налоговую инстанцию, а в то территориальное подразделение ФНС, которое нарушило права заявителя. В течение 3 дней орган, нарушивший права, обязан передать жалобу в вышестоящую инстанцию.

Действующая процедура обжалования решения налогового органа предусматривает четко установленные сроки подачи.

Важно! По общему правилу, указанному в ч. 2 стат. 139 НК, предоставление протеста нужно осуществить до истечения 1 года с того момента, как стало известно о том, что налоговая каким-либо образом нарушила права.

Решение по жалобе вышестоящего органа можно обжаловать еще раз – уже в Центральный Аппарат ФНС. Сделать это нужно в течение 3 месяцев после принятия соответствующего вердикта вышестоящего ведомства (аб. 3 ч. 2 стат. 139 НК).

Оформление жалобы

Ч. 1 ст. 139.2. НК устанавливает, что протест на действия должностных лиц, на нормативные акты, изданные с нарушениями, подается исключительно в письменном формате. Обязательное требование – простановка подписи:

  • заявителем лично;
  • или его представителем.

СКАЧАТЬ Жалобу в налоговый орган

Жалоба должна содержать обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 стат. 139.2. НК, а именно:

  1. ФИО, адрес проживания (если заявителем является гражданин), полное название и адрес нахождения головного офиса (если заявитель – юридическое лицо);
  2. данные, позволяющие идентифицировать предмет обжалования – ссылка на реквизиты акта ненормативного характера, описательная характеристика действия или бездействия работников налогового органа с указанием ФИО провинившихся;
  3. полное название органа, допустившего нарушение норм права;
  4. перечень оснований со ссылкой на законодательство, подтверждающих, что права заявителя действительно были нарушены;
  5. требования, выдвигаемые заявителем;
  6. указание на способ получения вердикта по протесту – на бумажном носителе, в электронном формате, через персональный кабинет плательщика налогов и сборов.

Внимание! При желании, можно также указать номер телефона, факса, адрес электронной почты и иные контактные сведения заявителя (ч. 3 ст. 139.2. НК РФ).

К протесту могут быть приложены:

  1. документация, свидетельствующая об обстоятельствах, на которые заявитель ссылается в тексте документа;
  2. паспорт заявителя и, при наличии, его доверенного представителя.

Основания для отказа в рассмотрении протеста вышестоящим ведомством

Существует 5 установленных законодательно причин, при наличии которых стоящий выше орган оставляет протест без рассмотрения. Все они прописаны в ч. 1 стат. 139.3. НК России:

  • жалоба была представлена в устной форме, либо в ней не был указан предмет обжалования – а именно, ссылка на ненормативный акт или на действие работников ФНС;
  • протест был подан по истечении сроков, отведенных на обжалование;
  • заявитель отозвал жалобу;
  • заявитель уже ранее подал жалобу по аналогичным основаниям;
  • нижестоящий налоговый орган в добровольном порядке устранил нарушения прав.

Решение об оставлении протеста без рассмотрения выносится вышестоящей инстанцией в течение 5 дней после получения жалобы и высылается (или вручается лично) заявителю в течение 3 дней после вынесения.

Порядок рассмотрения

При отсутствии причин для отказа в приеме вышестоящее налоговое ведомство приступает к рассмотрению.

В ходе процесса заявитель вправе в любой момент представлять дополнительные документы и (или) доказательства, подтверждающие нарушение прав (ч. 1 стат. 140 НК).

По общему правилу, рассмотрение осуществляется без участия заявителя (ч. 2 стат. 140 НК). Исключением является случай, когда представленные заявителем и нижестоящей налоговой инспекцией сведения или документы, имеющие непосредственное отношение к делу, содержат расхождения.

Результатом рассмотрения является вынесение решения об:

  1. отказе в удовлетворении требований;
  2. удовлетворении требований полностью или в части.

Судебное решение вопроса

В случае, если жалоба будет оставлена вышестоящим налоговым ведомством без рассмотрения, либо ее результат не удовлетворит заявителя, он сможет обратиться в суд.

Обращаться нужно:

  1. в мировой;
  2. или в районный;
  3. или в арбитражный суд (в зависимости от подсудности конкретного дела в соответствии со ст. 17.1., 18, 19 КАС РФ, Главой 4 АПК РФ).

Итак, если налоговый орган нарушает права гражданина или организации, данные лица могут обратиться за защитой своих интересов сначала в вышестоящую налоговую инстанцию, а затем и в суд.

Жалобу нужно подать в определенные сроки, в письменном виде, с указанием обязательных реквизитов.

Процесс оспаривания не освобождает налогоплательщика от исполнения обязанности, которую он обжалует, кроме случаев, установленных в аб. 2 ч. 5 ст. 138 НК.

Прочтите также: Как пользоваться приложением «Мой налог»?

© 2019 — 2020, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

(10 5,00 из 5)
Загрузка… Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:
 

или заполнив форму ниже.

Источник: https://vseofinansah.ru/nalogi/kak-obzhalovat-reshenie-nalogovogo-organa

Как оспорить решение налоговой инспекции

Как обжаловать решение налоговой

Если физическое лицо или организация не довольны решением налогового органа, то они вправе его обжаловать. С 2009 года обязателен порядок досудебного решения спора.

Решить любые юридические проблемы можно легко с помощью юристов зарегистрированных на сайте – цену выполнения задания (проконсультировать, составить иск, подать жалобу и т.д) назначаете Вы сами, а юристы подают заявки на ваше задание, вам остается только выбрать лучшего. Оставить задание:

Основания обжалования

Требования о предварительном обращении с заявлением об обжаловании постановления инспектора ФНС распространяются в случае, когда гражданина или компанию привлекают к административной ответственности.

Досудебный порядок решения спора необязателен по следующим требованиям:

  • о возмещении НДС;
  • о порядке уплаты налога;
  • о предоставлении документов для расчета налогового платежа;
  • о приостановлении операций по начислениям налога.

Для административного обжалования потребуется обращение в налоговую инспекцию с заявлением. В нем нужно подробно изложить существующую ситуацию. Например, инспекция неверно рассчитала сумму налога на имущество физических лиц или земельный налог, и гражданин узнал это к моменту наступления срока оплаты.

Правовые нюансы

Если платеж не будет своевременно внесен, то за просрочку гражданину будут начислены пеня и штраф в размере до 40% от суммы неуплаченного налога. Порядок взыскания штрафа урегулирован в НК РФ – ст. 122. Поэтому следует не мешкать с обжалованием. В заявлении нужно обозначить:

  • наименование административного органа;
  • сведения о должностном лице, которым вынесено решение;
  • основания жалобы и доводы заявителя;
  • перечень приложенных документов.

Заявление должно быть подписано гражданином-заявителем, а также должностным лицом, которое приняло документ. Срок рассмотрения заявления составляет не меньше 1 месяца с момента поступления в налоговую инспекцию.

Обжалование в досудебном порядке

Налоговая инспекция вправе провести выездную проверку и принять решение привлечь организацию к административной ответственности. Если оно вынесено, то у заявителя есть 10 дней на апелляционное обжалование. При несогласии с вынесенным решением гражданин вправе обратиться в ИФНС.

В результате рассмотрения жалобы административный орган вправе принять решение:

  • не удовлетворять жалобу и оставить решение без изменения;
  • отменить решение полностью и частично и принять по делу новый акт;
  • отменить решение и закончить производство по делу.

После вынесения решения гражданин или организация привлекаются к административной ответственности либо освобождаются от нее. Возможно приостановление операций в банках, наложение ограничений со стороны судебных приставов.

Процессуальные нюансы

Обжалование возможно и после того как решение налоговой инспекции вступило в силу.

Тогда заявитель обязан заплатить штраф, но у него есть год на то, чтобы обжаловать постановление налогового инспектора в административном порядке – в управление ФНС по конкретному региону.

Жалоба рассматривается в течение месяца после обращения. Рекомендовано обжаловать постановление, когда оно еще не вступило в законную силу.

Преимущества обжалования на досудебной стадии заключается в возможности не оплачивать государственную пошлину. До момента рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом приостанавливается исполнение решения.

Недостаток обжалования в административном порядке заключается в том, что налоговая инспекция не заинтересована в отмене своих решений. Если административная жалоба не будет удовлетворена, то у заявителя есть возможность искать защиты своих прав в судебном порядке.

Судебный порядок обжалования

В суде можно оспорить нормативные акты ФНС. Предусмотрена возможность оспаривания решения ФНС по начисленному налогу. Оспорить ненормативный акт ФНС можно согласно нормам главы 21 КАС РФ. В качестве заявителя может выступать любое лицо, чьи права нарушают действия должностных лиц. Срок оспаривания ограничивается рамками действия нормативного акта.

Время рассмотрения заявления в суде составляет 2-3 месяца.

Для обжалования актов в налоговой инспекции, не связанных с коммерческой деятельностью, граждане должны обращаться в суд общей юрисдикции. Организации или индивидуальные предприниматели должны обращаться в арбитражный суд по месту регистрации.

Срок обжалования составляет три месяца с момента вынесения налоговой инспекцией постановления. При уважительном пропуске срока он может быть восстановлен по ходатайству заинтересованной стороны.

Подготовка искового заявления

Если административный порядок оспаривания не возымел успеха, то придется оформлять исковое заявление по правилам ст. 125-128 КАС РФ. В иске должно содержаться:

  • наименование судебной инстанции;
  • сведения о заявителе – Ф.И.О. гражданина, наименование организации, ее юридический адрес;
  • информация о соблюдении досудебного порядка решения спора – копии административных жалоб и ответы на них;
  • документы заявителя;

Исковое заявление можно оформить в электронной форме. Для этого нужно заполнить заявление на сайте суда. Если заявление заполняется в электронной форме, то его следует подписать электронной цифровой подписью.

В качестве ответчика по делу выступает налоговая инспекция, которая вынесла постановление об административном штрафе. Если необходим пересчет налога, то нужно обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о пересчете платежа.

Документы

К исковому заявлению потребуется приложить следующие документы:

  • документы заявителя – паспорт, учредительные документы организации;
  • сведения о рассчитанном налоге;
  • нотариальную доверенность, если интересы доверителя предоставляет квалифицированный посредник.

Количество исковых заявлений должно соответствовать числу участников по делу. Копии документов должны быть разосланы всем сторонам процесса заказными письмами. Перечень зависит от сложности дела и обстоятельств конкретной ситуации.

Пересчет налога осуществляется в зависимости от налогового периода и нормативных документов, принятых на муниципальном уровне. Налоговое уведомление поступает за каждый период.

Предварительный расчет осуществляет сотрудник инспекции. При неверной сумме следует обращаться в административном порядке и снизить размер начисленного налога. Споры по налогообложению следует решать с учетом местного законодательства.

Инструкция

Для оспаривания решения налогового органа следует:

  1. Изучить налоговое решение и выявить основание оспаривания. Это могут быть неправильно рассчитанный налог, неучтенные льготы. Доказывать право на льготу следует самому заявителю.
  2. Написать заявление в налоговую инспекцию и попробовать оспорить решение в административном порядке.
  3. Если административные способы решения конфликта не возымели успеха, то следует обращаться в суд.

В спорах с налоговой инспекцией часто задействован административный ресурс. Для его преодоления часто требуется помощь квалифицированного юриста.

Также рекомендуем статьи:

Источник: https://moyzakon.com/kak-osporit-reshenie-nalogovoy-inspekcii/

Если вам неправомерно начислили налог. Порядок обжалования для физических лиц

Как обжаловать решение налоговой

Часто налогоплательщик не согласен с актами и действиями должностных лиц налоговой инспекции, например, с суммами начисленного налога или неправомерно начисленными пенями/штрафом. Даже если налог начислен полностью неправомерно, без вашего участия ошибку никто не исправит, а если вы не заявите о ней вовремя, за самим налогом последуют пени, штраф и принудительное взыскание.

  • Форма №12984: “Форма жалобы/апелляционной жалобы на акты, действия и бездействия налоговых органов с инструкцией по заполнению”

В первую очередь стоит явиться на прием в свою инспекцию и получить разъяснения.

Вопрос может быть решен на месте – возможно, вы не знали о повышении налоговой ставки/базы или уведомление/требование об уплате налога было направлено вам ошибочно.

По предложению налогоплательщика также может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Если же в инспекции уверены в своей правоте, несмотря на ваши доводы, надо срочно вооружаться налоговым кодексом и подавать жалобу.

Право на обжалование актов ненормативного характера налоговых органов (к ним относятся требования, решения, письма, постановления и другие акты, принятые в отношении конкретного лица), а также действий (бездействий) их должностных лиц предусмотрено ст. 137 Налогового кодекса РФ.

Обжалование возможно как в административном (досудебном), так и в судебном порядке.

В большинстве случаев административный (досудебный) порядок является обязательным, непосредственно в суд можно обжаловать только акты (действия), вынесенные самой ФНС, а также акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалобы. Согласно ст. 138 НК РФ досудебное обжалование возможно в двух формах: обычная жалоба и апелляционная жалоба.

Стоит отметить, что ввиду отсутствия четкого установленного списка актов налоговых органов, относящихся к ненормативным, некоторые акты не всегда признаются таковыми, а соответственно вышестоящий орган или суд может отказать в жалобе.

В частности, это касается уведомлений и требований.

В этом случае стоит сначала направить в инспекцию письмо с требованием произвести перерасчет налога, указанного в уведомлении или требовании, по рассмотрению которого инспекция должна вынести акт, который уже можно будет обжаловать.

Важно: Исполнение акта полностью или частично не лишает налогоплательщика права на подачу жалобы. Обжалование ненормативных актов, действий и возврат излишне уплаченных сумм налога – разные способы защиты права, которые могут применяться независимо друг от друга.

Исполнив решение, вы снимаете с себя риски применения обеспечительных мер. Если в результате рассмотрения жалобы акт инспекции будет отменен, можно будет претендовать не только на возврат излишне взысканных сумм, но и на проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ), начисляемые на сумму взыскания по ключевой ставке ЦБ РФ со дня, следующего за днем уплаты, по день возврата.

Для возврата сумм налога подается заявление о возврате (зачете) сумм излишне уплаченного (взысканного) налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы в налоговый орган, в который данный налог был уплачен. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Сроки и порядок подачи жалобы

Апелляционная жалоба касается решений налогового органа, принимаемых по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), не вступивших в силу на момент подачи жалобы. Возможность апелляционного обжалования предусматривается непосредственно в самом решении, там же указывается срок – один месяц со дня вручения решения налогоплательщику.

Восстановить срок апелляционного обжалования в случае его пропуска нельзя.

Обычная жалоба подается на вступившие в силу акты налогового органа ненормативного характера, а также на действия или бездействие его должностных лиц.

Срок обжалования составляет один год со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав или со дня вынесения решения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.

Если срок пропущен по уважительной причине, то его можно восстановить на основании отдельного ходатайства (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Обе жалобы (далее под жалобой понимается как обычная, так и апелляционная жалоба) может подать как само лицо, права которого нарушены, так и его уполномоченный представитель (с обязательным приложением доверенности).

В качестве адресата надо указать вышестоящий налоговый орган, но подавать через тот налоговый орган, который вынес решение. Т.е. жалобу на территориальную (районную, межрайонную) инспекцию следует подавать в Управление ФНС по субъекту через ту же территориальную инспекцию.

Жалобу можно подать непосредственно в налоговый орган, отправить по почте или в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган в течение трех дней со дня поступления жалобы обязан направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, приложив свое заключение.

жалобы

В жалобе необходимо указать акты налогового органа, совершенные действия (бездействие) его должностных лиц, которые привели к нарушению прав.

Следует привести основания, подтверждающие нарушение прав (например, ошибочное применение законодательства, неправильная трактовка фактических обстоятельств и т.п.).

Завершают жалобу требованием: отменить решение, признать действия инспекторов незаконными и т.п. (подп. 5 п. 2 ст. 139.2 НК РФ).

К жалобе стоит приложить все первичные подтверждающие документы. Данное требование необязательно, допускается преставление документов позднее в налоговый орган или суд (до момента принятия решения по жалобе), однако не стоит рисковать, суд вправе отказать в принятии документов, которые были в распоряжении налогоплательщика, истребовались налоговым органом, но представлены только в суд.

Также стоит привести все имеющиеся доводы о незаконности решения налогового органа в первоначальной жалобе в вышестоящий налоговый орган. Как и в случае с документами, если какие-то существенные доводы не будут приведены в первоначальном процессе, то суд может в дальнейшем отказать в их принятии.

Если в самой жалобе специально не указано, какие части решения обжалуются, то считается, что решение обжаловано в полном объеме.

Можно обжаловать только часть вынесенного решения и прямо указать на это в жалобе, однако в дальнейшем решение может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган.

В случае подачи апелляционной жалобы, даже если обжалована часть решения, такое решение не вступает в силу (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

Рассмотрение жалобы

Жалоба может быть рассмотрена с участием лица, подавшего жалобу, если вышестоящий налоговый орган выявит противоречия в материалах или несоответствия сведений налогоплательщика и нижестоящего налогового органа (п. 2, 5 ст. 140 НК РФ). При желании участвовать в рассмотрении стоит сделать акцент в жалобе на указанные противоречия, а также заявить ходатайство об участии в рассмотрении жалобы.

Решение по жалобе, поданной на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, должно быть принято в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Решение по иным жалобам принимается в течение 15 рабочих дней со дня их получения. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.

Вынесенное решение направляется лицу в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Нарушение срока рассмотрения жалобы не влечет недействительность решения, принятого по результатам такого рассмотрения. Однако налогоплательщик может заявлять доводы о пропуске срока давности взыскания, например, если обжаловано требование об уплате налога, и в течение двух месяцев, налоговый орган не принял решение, он лишается права на вынесение решения о взыскании налога.

Вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о взыскании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не взысканных оспариваемым решением, но может быть дополнено и (или) изменено приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, а также исправлены арифметические ошибки, опечатки, в том числе в сторону увеличения (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

Обращение в суд

В случае несогласия с решением вышестоящего налогового органа, невынесения решения в установленный срок, а также при обжаловании актов (действий), вынесенных непосредственно ФНС можно обращаться в суд.

Административное исковое заявление (обжалование решения, действия, бездействия) может быть подано в суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

С учетом обязательности досудебного порядка обжалования, трехмесячный срок на обращение в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом решении по его жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ).

При взыскании излишне уплаченных сумм налога заявление подается в суд общей юрисдикции по правилам искового производства в течение трех лет с моменты уплаты налога.

Источник: https://pravobox.ru/info/soviets/vam_nepravomerno_nachislili_nalog/

Оспариваем решение по выездной налоговой проверке в досудебном и судебном порядке: чек-лист

Как обжаловать решение налоговой

Налоговые споры являются одновременно и самой сложной, и самой распространенной категорией судебных разбирательств с государственными органами. При этом залог успеха во многом зависит от правильного алгоритма работы и формирования правовой позиции.

Применительно к оспариванию налоговых доначислений за последние годы возрастает роль досудебной стадии оспаривания, так как налоговые органы перестали формально относиться к позиции налогоплательщиков и отдавать разрешение спора на откуп судам.

Процедура досудебного обжалования налоговых споров регулируется главой 19 Налогового кодекса.

Разобраться в порядке и стратегии налогоплательщиков при взаимодействии с налоговой инспекцией, поможет чек-лист, подготовленный Романом Шишкиным, МКА “Филиппов и партнеры”, партнер ООО “Хопфен консалтинг”, к. ю. н.
 

Чек-лист

1

Проведение выездной налоговой проверки (окончание – составление справки о проведенной проверки).

2

Проверить соблюдение налоговым органом процессуальных сроков и порядка проведения мероприятий налогового контроля. Напомним, что выездная налоговая проверка проводится в срок, не превышающий 2 месяца, если проверка не была официально продлена решение вышестоящего налогового органа (может быть продлена до 4-х и 6-и месяцев) (п. 6 ст. 89 НК РФ).

3

Проверить сроки приостановления проверки – он не может превышать 6 месяцев.

4

Не допускать на законных основаниях сотрудников налоговой инспекции на территорию организации в период выездной налоговой проверки. В случае проведения осмотра проверить полномочия проверяющих (необходимо предъявление служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверке, в рамках осмотра должны присутствовать понятые).

5

Проверить, были ли соблюдены права налогоплательщика при выемке документов и предметов. Так, выемка проводится на основании отдельного постановления должностного лица налогового органа в присутствии понятных. По результатам выемки составляется протокол.

6

Убедиться в том, что налогоплательщик ознакомлен с соответствующим постановлением в случае назначения экспертизы.

7

Провести обучающее мероприятие для сотрудников об их правах и обязанностях в рамках проводимых налоговым органом допросов сотрудников.

8

Следить за соблюдением сроков предоставления документов в налоговый орган. Напомним, что истребованные у налогоплательщика документы должны быть представлены в налоговый орган не позднее 10 рабочих дней с момента получения требования об их представлении.

9

Подготовить возражения на акт выездной налоговой проверки, который должен быть составлен налоговым органом не позднее 2-х месяцев с момента составления справки о проведенной проверке:

  • анализ и отражение в возражениях всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • представление в налоговый орган дополнительных документов и информации, которая отсутствовала при проверке, но имеет важное значение для итоговых выводов;
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям;
  • личное участие в рассмотрении возражений в налоговом органе.

10

Подать возражения на акт проверки в течение одного месяца с момента получения акта.

11

По итогам рассмотрения возражений может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок, не превышающий 1 месяц (фактическое возобновление проверки для проверки доводов, изложенных в возражениях). По итогам данной стадии также подаются дополнительные возражения.

По итогам рассмотрения возражений выносится решение налогового органа по налоговой проверке.

12

Подготовить апелляционную жалобу на решение по налоговой проверке в вышестоящий налоговый орган в течение одного месяц с момента получения решения по проверке налогоплательщиком:

  • анализ и отражение в апелляционной жалобе всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим органом будет вынесено решение о ее полном или частичном удовлетворении либо отказе в ее удовлетворении.

13

Подготовить исковое заявление в суд в течение 3 месяцев с момента получения решения вышестоящего налогового органа:

  • анализ и отражение всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям;

14

Участие в судебных заседаниях.

15

Обжалование судебных актов, в случае полного (частичного) отказа в удовлетворении заявленных требований.

Источник: https://www.garant.ru/article/1247731/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.